Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу вас познакомить с еще одним материалом для акварельной живописи — гуммиарабиком.
Гуммиарабик — прозрачная масса, которую выделяют различные виды акаций. Спектр его применения довольно широк: в производстве начинки для конфет, йогуртов, газировки для уменьшения образования пены и засахаривания; в промышленности как клеящее вещество и для создания кракелюр (трещин) в декораторских целях.
Но сегодня я вам расскажу о применении гуммиарабика при рисовании акварелью.
Когда я пристрастилась к акварели, меня стали интересовать разные необычные материалы для создания интересных эффектов, такие как радужный медиум, акварель «металлик» и конечно гуммиарабик. Информации в интернете о них к сожалению крайне мало.
Про гуммиарабик ,например, все пишут по-разному. Одни пишут, что он делает цвета в акварели намного ярче, другие что он замедляет высыхание акварели, что позволяет работать по-сырому гораздо дольше, третьи — что он позволяет рисовать на запачканной или зажиренной от пальцев бумаге.
Поэтому я, не долго думая, решила провести свой эксперимент 🙂 Лучше уж самой выяснить для чего он лучше всего подходит и не слушать никого!
Для тех, кто не знает — акварель — это клеевые краски, в которых в роли связующего используется как раз гуммиарабик. Поэтому если варьировать его количество, то и свойства красок изменятся.
Что ж, проверим!
1. Повышает ли он яркость красок?
Первым делом решила проверить делает ли он акварель ярче, насыщеннее… Помню кто-то писал, что если темные цвета кажутся недостаточно темными в них можно добавить немного … и тогда они станут ярче!
Я взяла темную зеленую и рисовала ей в разных условиях — с применением гуммиарабика и без. Вот что получилось:
без применения гуммиарабика | акварель по мокрому гуммиарабику | 1/3 гуммиарабика + 2/3 воды |
Честно говоря, повышения яркости не заметила — это миф!
2. Замедляет ли он высыхание акварели?
В какой-то момент я поняла, что мне нравятся эффекты, которые получаются при работе по сырой бумаге. Только вот бумага очень быстро сохнет…
Тогда я еще не знала о том, что можно под мокрую бумагу положить смоченную ткань и искала средство для замедления высыхания — наткнулась на информацию о гуммиарабике.
Провела эксперимент:
просто по-сырому | на чистом гуммиарабике | 1/4 гуммиарабика + 3/4 воды |
По моим ощущениям:
- он действительно замедляет высыхание, но с подложенной под бумагу тканью сырость сохраняется дольше
- на чистом гуммиарабике (фото №2) лучше не писать — слишком густо!
- при разбавлении гуммиарабика водой (фото №3) получается хорошо — краска не так сильно растекается как просто по сырой бумаге, можно долго месить краску как хочется
Мне кажется, для замедления высыхания использовать можно, но можно и без него — просто положить бумагу на мокрую ткань 😉
3. Размывается ли он водой?
Где-то прочла, что после применения гуммиарабика нельзя накладывать еще слои краски — он сильно размывается. Решила проверить.
Первые два образца: пыталась смыть обычную акварель водой. Третий и четвертый образец: краска с гуммиарабиком отмылась до белой бумаги.
Так что тут и правда нужно быть осторожным — еще один слой краски может размыть предыдущий!
4. Гуммиарабик улучшает нанесение краски на жирную бумагу!
Может быть, вы когда-нибудь рисовали по загрязненной бумаге — в местах, где на ней остался жир от пальцев краска не ложится.
Конечно, такое случается крайне редко, но очень неприятно найти такой замасленный участок в середине работы!
Как видите после нанесения гуммиарабика (мазок справа) краска легла хорошо. Можно применять 🙂
Ну и последний тест!
5. По гуммиарабику краска меньше расплывается чем по-сырому?
Вы можете возразить: если хочешь чтобы краска не расплывалась — рисуй по-сухому. Однако это хорошо, когда вам нужны четкие мазки. А если нужно нарисовать например отражение от дерева в луже, нужно чтобы мазки расплывались, но не сильно растекались, как по-сырому.
Что ж, действительно гуммиарабик помог. Сверху мазки тонкой кистью по сыроватой бумаге, снизу — по гуммиарабику.
Таким образом гуммиарабик:
- не делает краски ярче
- замедляет высыхание краски, но это не стоит 400 руб 🙂
- может спасти работу, если бумага запачкана жиром
Нужен ли он решать только вам! Мне скорее нет, потому как жирная бумага попадалась мне только один раз 🙂
P.S. Я достаточно понятно объяснила или что-то не ясно?
Спасибо вам за ваши эксперименты. Написано очень хорошо! Творческих вам успехов!!!
Спасибо за эксперимент! Чуть не купилась на дорогую жидкость.
Вам спасибо) Рада что чем-то помогла.
По поводу усиления яркости. Попробуйте с красной краской! Алые цветы всегда блекнут после высыхания, и вот тут очень помогает гуммиарабик.
Для решения же проблем с жировыми пятнами обычно используют бычью желчь (так же для лучшей смачиваемости палитры).