Начинающих художников обычно интересует вопрос: «Какие материалы нужны для занятий рисунком ?» Казалось бы, что тут сложного — бери карандаш да рисуй. Но это не совсем так. В этой статье я расскажу <em>какие материалы для рисунка нужны</em> прежде всего и как их выбрать.
Вот чем я пользуюсь из материалов для рисования:
Бумага
Бумагу стоит брать нескольких видов. Для повседневных набросковя обычно использую обычную <em>бумагу для принтера</em> А4 или А3 форматов.
Иногда, для разнообразия беру крафтовскую бумагу. Ее используют для быстрых набросков и в качестве оберточной бумаги. Она бывает в рулонах и в виде альбомов для рисования.
Рисовать только на ней я никогда не буду, потому как она имеет несколько минусов:
- слишком тонкая на и по этой причине лежит не ровно, а топорщится волнами. Хорошо подходит для рисования углем, сепией, мелом, но не подходит для работы тушью. Карандашом на ней работать можно, но из-за коричневого тона бумаги такой рисунок будет плохо видно
- слишком дорогая (особенно если покупать в альбомах)
- в разрезанном виде сворачивается как свиток, топорщится
Для зарисовок мягкими материалами (сангина, сепия, уголь, мел) можно использовать бумагу для пастели сдержанных цветов. Она дороговата и постоянно на ней рисовать не будешь, но если работа планируется на подарок, то стоит попробовать — смотрится очень выигрышно.
Для зарисовок и рисования длительных постановок использую обычный <em>ватман в листах или рулоне </em>(Госзнак).
Главное, <em>выбирая бумагу для зарисовок и рисования постановок </em>учесть несколько требований:
- плотность бумаги должна быть не менее 180 г/м2 (ватман имеет плотность 200 г/м2)
- белизна бумаги ( в детстве у меня был рулон бумаги советских времен, желтоватого оттенка и все рисунки получались неконтрастными )
- покупать бумагу большими листами (А1) или сразу рулоном, так выгоднее
Карандаши
<em>Карандаши</em> нужно использовать именно <em>художественные</em>, а не для деток (с ластиком на конце), иначе ничего не выйдет. Я пользуюсь карандашами <em>KOH-I-NOOR</em>, <em>Faber Castell. </em>
<em><br /></em>
Их продают как в наборах так и поштучно. Лучше брать поштучно, потому что всеми карандашами из набора вы не будете пользоваться. Мне например нужно всего три карандаша — HB (для построения и рисунка под акварель), 2B (для штриховки, я им пользуюсь чаще всего поэтому покупаю сразу несколько) и 4B (для набросков и темных предметов).
Если будете брать набор, не перепутайте — они выпускаются для разных целей. Есть наборы для чертежных работ, с твердыми карандашами 10H — 2B, они не подходят! Я вообще не представляю, где можно использовать карандаши тверже 2H, они же только царапают бумагу!
Кстати, если вам все таки хочется сэкономить на карандашах, наш российский «Конструктор» можно приобрести. Он конечно хуже вышеперечисленных карандашей, но рисовать можно.
Ластики
Ластик должен удовлетворять 2 требования — быть не цветным (цветные ластики могут мазать) и быть достаточно мягким. Мне нравятся ластики Faber Castell, Milan, KOH-I-NOOR (бело-серые) и ластики со слоником. Выбирайте какой вам больше нравится.
Кстати после покупки ластик режется канцелярским ножиком на кусочки, чтобы получились остренькие края — ими очень удобно мелочи стирать.
Ножи
Для заточки карандашей лучше использовать канцелярский нож. Обычный не подойдет, потому что у него толстое лезвие и им очень трудно заострять стержень. Подстрогалка же вообще ломает стержень внутри карандаша, да и качество затачивания оставляет желать лучшего. Так что купите канцелярский нож, если у вас его еще нет. Ножики кстати разные бывают. У меня есть два вот таких.
Один побольше. Он более надежный и имеет в своем корпусе пару запасных лезвий.
А второй — поменьше. у него есть свои преимущества:
- дешевый, по сравнению с ножом от Faber Castell с запасными лезвиями
- маленький (я его беру на пленер и когда иду на улицу или в гости порисовать)
Планшетка
Для рисования набросков вам понадобится планшетка (не путать с планшетом!). Они бывают разных размеров, но самые распространенные это планшетки форматом А4.
Такая вам и понадобится в начале вашего творческого пути. Кроме нее неплохо было бы иметь какую-нибудь двп, размером чуть больше А3 или А3 формата и специальные зажимы, которые можно приобрести в любом художественном магазине (можно края и на скотч лепить). Она понадобиться для более крупных зарисовок. Очень удобно брать ее на дачу или на пленер в горный, потому что она легче планшета.
Внимание!!! Не берите планшеток с дыркой по краю и широкой резинкой внизу — они не удобные! А то у меня уже пара учеников купили такую в салоне — теперь мучаются. Если нет обычных планшеток лучше поискать ее в канцелярском магазине или обойтись двп.
Планшеты
Планшеты это та же двп, только прибитая к деревянной «рамке» из брусочков. Это уже обтянутые бумагой.
Их продают в салоне, либо делают на заказ (там же). Если есть знакомый столяр или можете сделать самостоятельно — флаг вам в руки. Это выгодно, если вам требуется много планшетов разных размеров. Ну а моим ученикам я советую для начала взять два планшета небольших размеров — 30*40 см и 40*50 см. Если рисования натюрмортов и портретов не планируете, а рисование для вас чисто развлечение, можно и без планшета обойтись.
Мягкие материалы
Для рисования пятновых набросков рекомендую приобрести мягкие материалы (сангина, сепия, мел, уголь, соус). Они продаются в двух видах — в мелках (как пастель) и в карандашах.
Я покупаю вот такую в карандашах. Она не пачкает руки, не ломается и позволяет делать мелкие детали, что особенно важно в портретах. Сепия бывает светлая (Sepia Light) и темная (Sepia Dark), я использую обе в одной работе.
Сначала рисую светлой, а детали подчеркиваю темной. Это очень красиво совмещать разные мягкие материалы, например рисовать углем и мелом по пастельной бумаге (мел на белом не виден).Если средств нет, то можно одну темную сепию для начала попробовать, ну или рисовать одним карандашом. Кстати соуса и сангины я в виде карандашей не встречала, может кто-то где-то видел?
Степлер
Степлер по дереву (обычный не подойдет) нужен для обтягивания планшетов бумагой. К нему надо покупать специальные закаленные скобы.
Это очень удобно по сравнению с другими способами натяжки (можно крепить бумагу кнопками или на клей, но это сложнее, да и планшет портит больше. Кстати очень неприятно наступить на кнопку, которая упала на пол при таком способе) Тут выбирайте сами, что вам выгоднее. Если будете брать степлер — они продаются в хозяйственных и строительных магазинах. Лучше брать металлический, с использованием пластмассы не надежен.
Другие материалы
Кроме основных <em>материалов для рисунка</em> я использую некоторые необычные для новичков материалы (покупать или нет решайте сами)
- Удлинитель для карандаша. Огрызками рисовать неудобно, а выбрасывать не всегда хочется. Для этого существуют удлинители — вставил и карандаш вновь длинный, можно его до конца использовать! Кроме того существуют удлинители для угля, в них карандаши не входят — не перепутайте!
- Клячка. Не смейтесь 😉 Это можно так сказать вид резинки, только она тягучая и липкая как пластилин. Позволяет сильно высветлить перетемненые участки, не размазывая карандаш как это делает ластик. Кроме клячек существует так называемый формопласт. Назначение как у клячки, тоже липкий. Внимание! Эти предметы в жаре или на солнце растекаются и теряют свои качества. В техникуме я использовала подобные навороты, но сейчас пользуюсь хлебом для высветления. Он всегда есть под рукой и у него нет недостатков.
- Растушка. Палочки из материала типа бумаги для растирания мягких материалов. Удобны в набросках. Если желаете стать портретистом, можно купить набор. У нас почему-то поштучно не продают. Кстати с легкостью заменяется скатанной в трубочку ненужной бумажкой (только надо чтобы край бумаги был рваный). Я использую бумагу вместо растушек.
- Тушь и перо. Для линейных набросков самое то! Позволяет разнообразить свои наброски. Тушь можно брать черную или коричневую. Хорошая хорошо пахнет. Перо стальное с круглым кончиком, тоненькое.
- Акварель (умбра, черная или индиго) и кисть среднего размера (4-6). Тоже для набросков. Акварель поштучно продают в кюветах. Кисть лучше белку или колонок.
- Черная гелевая ручка. Тоже для зарисовок и набросков.
- Чай черный. Круто заваренным чаем я заливаю белые лист с помощью широкой кисти. Поверх можно рисовать мягкими материалами ( заменяет дорогую пастельную бумагу или крафтовскую).
- Длинную кисточку. Для измерений в натюрморте — карандаша иногда не хватает. И для смахивания следов от резинки.
- Хороший учебник по рисованию или учитель. Это для «особо увлеченных».
Мне лично нравится такой. Там вся основная теория для начинающих 🙂
Надеюсь теперь вы знаете, <em>какие материалы нужны для рисунка </em>и сможете их выбрать. Может быть у вас назрел какой-то вопрос? С радостью вам отвечу!
P. S. И все-таки, кто-нибудь встречал сангину в карандаше?
Привет) )все очень здорово описала и рассказала) ))нет старшину в карандашах не встречал)спасибо)
Хотел написать сангину, Т9 виноват) а Вы дорого преподаете? ?а то мне скоро экзамены сдавать по рисунку головы и геометрических тел, может поможете?
Алекс, к экзаменам не подготавливаю, у меня другая специфика работы. Спасибо за ваши комментарии
сангина в карандашах есть, но у нас она только в наборах с углём, сепией и мелом продаётся, а поштучно редко бывает