Живопись маслом для многих является сложной задачей и это мне понятно. Вопросы вызывает как подготовка холста к живописи, подбор материалов, так и ведение работы. Поэтому в этой статье я решила показать вам как правильно вести работу маслом, поэтапно. Для тех, кто не знает как подготовить основу для картины я ранее писала статьи Проклейка холста желатином. Прочитайте их, если вы не знаете как подготовить основу, а пока приступим непосредственно к работе.
Любая художественная работа начинается с идеи. Это и будет первым этапом.
В последнее время большую популярность имеет фен-шуй , поэтому я решила нарисовать карпов. Карп по фен-шуй является символом богатства, особенно сильным считается изображение девяти рыб, одна из которых должна быть черной, а остальные красными или золотистыми (по разным источникам). Что ж, я решила проверить этот символ 🙂 Карп, по одной японской легенде живет в реке времени и способен перемещаться в будущее и прошлое, оттого он и знает секреты богатства.
С темой определились. Вторым этапом нужно изучить объект рисования. Поскольку в Барнауле довольно проблематично где-то найти живых карпов, я воспользовалась фотографиями из интернета. Рыба эта очень интересная на вид: у нее имеются усы, которые мне почему-то напомнили мне сома, а сама она имеет пятнистую чешую с вкраплениями красного, белого и иногда черного цветов. Также я нашла золотистых карпов, которые тоже бывают разными по окраске.
Для художника лучшим способом изучения предметов являются наброски. Когда набрасываешь рыбу, выделяешь её особенности, что потом очень поможет в основной работе. Вот такие зарисовочки вышли у меня на этот раз:
На этом этапе важно понять строение рыбы, чтобы правильно потом накладывать мазки, а также выделить какие то характерные особенности. Например усы, форму плавников, расположение пятен на чешуе.
Дальше необходимо определится с компоновкой работы. У меня для этой работы припасен небольшой холстик размером 40 на 60 см, поэтому я отрезала маленькие бумажки с такими же пропорциями для композиционных набросков. Их надо делать 3-4 штуки, чтобы понять, как лучше закомпоновать рыб. Если вы не знаете про компоновку, почитайте о золотом сечении и вам проще станет с этой задачей. Вкратце золотое сечение — это идеальная пропорция, позволяющая расположить предметы в правильном месте. Можно поступить таким образом: поделить лист примерно на три части по горизонтали и по вертикали. В точках пересечения нужно расположить главные элементы, тогда композиция будет смотреться гармонично. У меня центр композиции будет располагаться в правой верхней точке, я эту зону обозначила кругом.
Эти наброски должны быть схематичными, от них не требуется красивой прорисовки. Я просто обозначаю где расположены рыбы и листья на поверхности воды, какого они размера…
А вот и композиционный набросок нашей картины по этой схеме:
Второй вариант с другой компоновкой:
Третий и четвертый вертикальные варианты, здесь рыбы более мелкие.
Потом я посмотрела на эти мелкие эскизы и поняла, что мне нравится первый вариант, т. к. рыбы в нем более заинтересованы и расположены не так хаотично, как в других набросках.
Возьмите подходящий набросок и расчертите его клетками. Далее можно переносить его на холст. Можно срисовывать расположение либо измеряя линейкой расстояние до объекта, а можно такие же клетки легко наметить на холсте, так будет легче.Главное помнить: линии карандаша очень плохо стираются с холста, они могут дать грязь в подмалевке. Кстати, если следовать традиционной технологии живописи, то нужно для этих целей использовать уголек, который легко смахивается тряпкой с холста. Только такой рисунок придется потом закреплять кистью. Можно взять умбру или какой то другой цвет и развести чуть-чуть тройником. Этой смесью с помощью тонкой кисти обводится рисунок. Это довольно долго, мне удобнее твердым карандашом, легкими линиями.
Холст, расчерченный по клеткам:
Наметила очертания рыб:
Доработала рисунок карандашом. Детали, такие как чешую рисовать не надо, все равно потом их подмалевок скроет.
После этого маленький эскиз нужно заштриховать простым карандашом, чтобы определить что темнее, что светлее. Если пишете что-то несложное с натуры можно пропустить этот этап. В моем случае я рисую выдуманный сюжет, не вижу натуры, поэтому при рисовании в цвете можно очень легко запутаться. Не забывайте, что в живописи по важности на первом месте тон, а потом уже цвет. Для подтверждения этого можно сфотографировать работу хорошего художника в черно-белом варианте, она будет смотреться хорошо. Если так сфотать непрофессиональную работу, то в нецветном варианте она будет непонятной и некрасивой.
Вот такой набросок получился в карандаше. Теперь я определилась, что пять рыб у меня будут светлее фона, а четыре темнее. Карп, расположенный чуть правее центра работы будет главным, с черными пятнами.
Закончив тональную работу приступаем к цветной. Беру два кусочка прожелатиненного картона небольших размеров (примерно 10 см по высоте). Они должны быть нужных нам пропорций.
И на них я делаю два цветных варианта масляными красками, чтобы определиться с цветом. Для каждого отдельного этюда беру свой ограниченный набор цветов. Таким образом первый вариант я сделаю холодноватым, а второй более теплым по цвету. Затем определюсь с нужными цветами.
На левом эскизике я использовала холодный красный (краплак), кадмий желтый светлый, ультрамарин, сепию. На правом: кадмий красный, это более теплый оттенок, кадмий желтый средний и кадмий синий средний.
Левый смотрится более сложным по цвету, более благородным. Но я выбрала правый, потому что хочу сделать рыб золотистыми, теплыми, да и кадмий синий дал очень приятный оттенок.
Приступаем к подмалевку! Помалёвок — это первый жидкий слой краски без применения белил. Делается для того, чтобы заложить основные отношения картины. Кроме того его нужно пытаться оставить в некоторых тенях при последующем корпусном письме, потому как он придает картине светоносность и легкость.
Краски здесь нужно использовать прозрачные, лессировочные. Корпусные краски, которые дают непрозрачный мазок использовать нельзя. Это впервую очередь белила, а также другие непрозрачные цвета. Чтобы определить какая краска перед вами можно посмотреть на тюбик. Там рядом со звездочками (уровень светостойкости) есть еще квадратик. Если он пустой или белый, значит краска лессировочная, закрашен наполовину — полулессировочная, полностью закрашен — корпусная (в подмалевке нельзя!)
Вот так прозрачно, жидко подмалевок выглядит вблизи:
Такими прозрачными, разбавленными красками продолжаем работу:
Вот так выглядит подмалевок целиком. Это еще только подготовка к работе, поэтому все несколько небрежно и сделано очень быстро.
Приступаем к основному письму. Тут уже можно использовать белила и все корпусные краски помимо лессировочных. Сейчас нужно заложить все цветовые и тоновые отношения, в детали вдаваться не нужно! Это все будет делаться потом. Песочные часы на дне, кстати, символизируют у меня реку времени:)
Затем можно приступать к лепке объема. Я начала писать с верхнего правого карпа. Сразу обозначила камни под ним и почему-то проработала листы кувшинок слева. Так мне захотелось:)
Пишу дно. Мелкими мазочками, похожими на рябь я здесь работаю потому что дно через слой воды выглядит не четким. Какой-то песчаный эффект получился:)
На этом этапе я пока остановилась, потому что день подошел к концу, стало темно, а писать нужно именно при дневном свете. Да и устала я…
Продолжение обязательно будет во второй части 🙂
Спасибо!
P.S. Не стесняйтесь мне вопросы в комментариях писать 😉 До скорого!
Интересная статья, с нетерпением жду продолжения
Спасибо, продолжение обязательно будет 🙂
Виктория, не нашёл продолжения. А жаль
😉 Иногда бывает, что начнешь работу и вроде бы все нормально идет, но в какой-то момент ты ее откладываешь на потом.
Я помню про эту работу и собираюсь ее закончить, как только разгребу все более срочные и важные дела.