Распространенные ошибки в рисовании

Здравствуйте, читатели блога Sketch-Art.ru! Наверно вы не раз замечали в левой колонке нашего сайта группу в контакте. Так вот, это не просто способ узнавать о новых статьях сайта — в эту группу можно присылать свои работы на оценку.

Недавно в ней появились новые работы для рассмотрения и я-таки нашла часок чтобы рассмотреть в них самые распространенные ошибки 😉

Милая девушка Катя прислала три работы в надежде узнать, что можно улучшить:

Кроме Кати работы прислала Татьяна из группы:

Девушки, прежде чем «критиковать» работы, мне хотелось бы похвалить вас за усердие — в ваших работах множество деталей, я думаю они сделаны со всем усердием на которое вы способны 🙂 Старайтесь рисовать еще больше, у вас точно есть перспективы!

Но, к сожалению одного усердия недостаточно, нужно еще знать некоторые законы рисования. Многие ребята стараются рисовать все детальнее и детальнее, но не изучая теорию спотыкаются об одни и те же вещи. В этой статье я не буду говорить о всех нюансах в этих рисунках, которые нужно исправить, иначе у вас в голове будет каша и будет страшно, от того что не знаешь над чем работать в первую очередь. Я наоборот, постараюсь обобщить ваши недочеты и рассмотреть самые распространенные ошибки в рисовании, которые сделаны в этих работах.

Итак, ошибки:

  • Не рисуйте с фото и картинок!

Катя кроме работ прислала еще и референсы, с которых рисовала работы, наверно для сравнения. Да и так понятно, что эти сюжеты врядтли нарисуешь с натуры. Татьяна скорее всего рисовала цветы с фото (или просто не показала пространство за счет высветления задних цветов, что чаще случается при рисовании по фото). Я не ругаю вас, просто по фото сложней рисовать, оно не позволяет учиться рисовать. Поэтому у вас обеих проблемы с резкостью краев, равнозначностью деталей и другие ошибки. Их конечно можно совершить и рисуя с натуры, но рисуя по фото вы их совершите однозначно. И пока вы не научитесь рисовать с натуры, фотографии не ваш товарищ.

Вы можете конечно возразить, что видели как художники рисуют с фото или даже учат рисовать с фото. И я даже могу сказать почему они это делают — фото позволяет расширить горизонты в плане сюжетов. На фото можно рассмотреть все детали и живые объекты на них не движутся. Но, к сожалению многие закрывают глаза на минусы фото, а их немало:

1. Фото делает объекты более плоскими. Вы можете не заметить этого, если не рисовали до этого с натуры, но это так. В реальности вы будто ощущаете объем предмета, можете рассмотреть его с разных сторон, подойти к нему ближе. На фото вы видите объект с одной стороны при одном освещении, а соответственно не можете представить его с другой стороны. Это очень критично когда только начинаешь рисовать. Опытный художник может позволить себе использовать фото материал для справки, т. к. знает как преодолеть эти минусы. А если художник рисует только с фото, он не художник — он ксерокс 🙂

2. Фото убивает игру цвета. Фототехника не такая совершенная, как глаз. По моим ощущениям она упрощает цвет. Зелень становиться просто зеленой, когда в реальности в ней намешана куча оттенков от красного до фиолетового. Катя, пионы «очень вызывающие». Зелень противно изумрудная, пионы розовый с белым и больше ничего. Поизучай работы импрессионистов, они помогут научиться чувствовать цвет. Например это работа Лорана Парселье.

Обрати внимание на оттенки зелени — их очень много!

3. На фото очень резкие контуры и съедается ощущение пространства. Объекты выглядят равнозначными когда контур всех предметов одинаково резок и тем самым пространство будто уплощается.

Это относится и к Катиным работам и к работам Татьяны. Например, цветы Татьяны одинаковые по тону, детальности. Если рисовать побольше цветов с натуры то можно заметить, что дальние цветы не такие яркие как передние. В них будет меньше деталей. Возможно вы рисовали по фото и это вас подвело. Возможно просто не заметили данного нюанса…

Я помню в ходе нашего рисовального марафона на сайте, девушка Аня нарисовала веточку (первый вариант). Потом мы вместе посовещались и решили, что не хватает пространства, все веточки одинаковые по тону и проработанности. На второй день она прислала исправленный вариант (справа). Чувствуете разницу?

Мотайте на ус!

  • Рисуйте все объекты насквозь. Изучите перспективу. В данном случае только одна работа с нарушением перспективы, а именно работа с книгой, но я все равно акцентирую на этом внимание, потому что уж очень частая эта ошибка.

Эллипс кружки нарисован под наклоном, а значит все предметы будто падают, а не стоят на плоскости. Кружка вроде должна стоять вертикально, но вертикальные линии по ее бокам падают. Даже плоскость стола по диагонали! Либо рисовано с фото, на котором данный натюрморт под наклоном, либо просто не соблюдены правила перспективы. В фото конечно приемлемы натюрморты сфотографированные под наклоном, в рисунке же это смотрится странно, объекты падают.

Кроме того, обязательно, перед тем как штриховать объекты постройте их насквозь. Дно кружки например не будет ли пересекаться с книгой? Или ручка прилеплена к самому ее дну?

  • Изучите анатомию прежде чем рисовать людей

Тут без особых комментариев, просто потому что невозможно всю анатомию затолкнуть в одну статью. Совет один — при обучении рисованию действует принцип постепенности — не умеешь рисовать куб, не сможешь построить голову и руки человека. Поэтому стоит сначала порисовать наброски отдельных составляющих — черепа, костей, мышц. Хотя «порисовать» в данном случае мягко сказано. Возьмите учебник по анатомии, например книги Хогарта или Барчаи. Изучайте и рисуйте наброски пачками. Или оставьте затею рисовать человека.

Работа Кати очень проработана и конечно удивит тех, кто рисует хуже. Но знаний анатомии не хватит никогда, даже самому опытному художнику.

  • Следите за контрастностью

Тут особенно отличились лебеди — уж очень бледные! То, что они белые не значит, что рисунок должен быть бледным. В каждом рисунке должны быть использована вся палитра тонов — от самого темного до самого светлого. Вы спросите, куда же темный девать — он в тенях. А белый смотрится белым в контрасте с чем-либо.

Например работа Anne Songhurst:

Белое далеко не белое в тенях, а белым смотрится, потому что есть темное.

Даже та плохонькая фотография лебедей, которую прислала Катя выглядит контрастнее и живее, чем сам рисунок, хотя это не фото для подражания — это ужас с обрезанным фоном 🙂 Уж извините за прямоту)

Это конечно не все, но одни из самых распространенных ошибок в рисовании, которые только есть. Об остальных, уж извините — в следующих статьях, сегодня больше нет времени. Надеюсь вам понравилась данная статья, а авторы работ на меня не обиделись, потому что я из добрых побуждений так придираюсь к работам. Успехов вам в творчестве!

омментариев “Распространенные ошибки в рисовании”

  1. Добрый день , Виктория! Очень интересный у вас сайт. Читаю с удовольствием. Меня интересует критика натюрморта. Не могли бы вы на основе Татьяниного сделать набросок так как надо, чтобы сравнить. Не до конца понимаю пересечение линий.
    Спасибо.

    1. А тут надо просто представить заднюю часть книги и низ кружки 🙂  Получается нижний эллипс кружки пересекается с книгой в пространстве. 

  2. Добрый день! Спасибо большое) очень полезная для меня критика. Могу оправдать только лебедей — они намеренно бледные, чтобы сочетаться с интерьером комнаты — это роспись на стене. Была уверена, что куча анатомических ошибок есть в рисунке людей (первый раз за это взялась, попробовать), боялась вам выкладывать, чтоб не пугать))) но подумала, вдруг еще что не так, хоть знать буду. Еще раз большое спасибо за потраченное время!  

Добавить комментарий

Войти с помощью: