Проклейка холста желатином

В прошлой статье я писала как натянуть холст на подрамник, самое время научиться проклеивать холст. Проклейку будем делать пищевым желатином.

Для чего вообще необходима проклейка? Проклейка холста позволяет защитить холст от влияния красок, грунта, химических воздействий растворителей. К тому же по непроклеенному холсту было бы неудобно писать, т. к. такая основа не обладает достаточной твердостью.

Желатин будем использовать как самый доступный и надежный материал. В некоторых книгах вы можете найти описание проклейки холста сухим осетровым клеем, но сейчас его трудно найти. В художественных салонах стали продавать некоторое подобие данного клея, но он достаточно дорого стоит и я думаю желатин нисколько не хуже. По крайней мере у нас в училище все использовали желатин и никого данный способ еще не подводил. Особые экстремалы, которые любили всякие эксперименты, проклеивали холсты строительным клеем пва, но я не поддерживаю такие способы, поскольку точно не известно какой химический процесс может возникнуть в результате. Вы ведь не хотите чтобы через пару месяцев ваша работа пожухла или потрескалась?

Итак, приступим непосредственно к проклейке. На проклейку одного холста потребуется где-то полпачки желатина (граммов 10). Желатин заливаем 2 стаканами воды (только не горячей) и оставляем на часок набухнуть.

Потом ставим на плиту и растапливаем смесь, но не в коем случае не доводим до кипения!!! Огонь не нужно включать большой, т. к. может пригореть. Желатин топится быстро и можно его проворонить,если уйти в другую комнату, так что лучше стоять и следить. После этого убираем желатин в холодильник, там он скоро застынет и станет желеобразным.

Застывший желатин вытаскиваем из холодильника и начинаем первую холодную проклейку. Ножом по кусочкам втираем желатин в холст, начиная с одной стороны, и продвигаемся по порядку до конца.

Желатин втирают в холст обязательно чем нибудь металлическим, чтобы он не растаял и не протек через холст. Можно использовать линейку, но нож, мне кажется, удобнее. Первая проклейка делается застывшим желатином, чтобы он заполнил все просветы между нитями холста. Если сделать это жидким желатином такого эффекта не будет и грунт проникнет на обратную сторону холста.

Чтобы ускорить процесс можно взять большой кусочек желатина и положив его на холст разрезать на более мелкие.

Когда весь холст будет покрыт ровным слоем нужно соскрести ненужный желатин с холста, потому что он может засохнуть в таком виде и останутся бугорки.

Примерно так должен выглядеть холст после первой проклейки. Уберите холст в сторону, пусть он сохнет в течении 6 -12 часов.

Лишний желатин можно положить обратно в тарелку, нам его потом все равно топить.

Когда холст высохнет его нужно зашкурить мелкой наждачкой для лучшего сцепления со следующим слоем. Если холст попался не совсем гладкий нужно срезать особо выдающиеся заусенцы лезвием для бритвы или канцелярским ножом. Мне это не понадобилось, т. к. я использую двунитку.

Далее делаем вторую проклейку. Растопите желатин (не дайте ему закипеть!) и большой щетинной кистью промажьте холст.

Снова уберите холст сохнуть, но на этот раз хватит и трех часов:) После высыхания снова пройдитесь наждачкой и проклейте еще раз растопленным желатином. После того как третья проклейка высохла можно загрунтовать наш холст.

Если вам кажется, что это долго и сложно вы конечно можете купить готовый холст для живописи, но как показывает практика масло начинает жухнуть на таком холсте почти сразу( Видимо часто производитель не проклеивает холст, а сразу грунтует его, что недопустимо. Да и стоимость грунтованного холста намного выше.

Чтобы сэкономить время можно проклеивать одновременно много холстов, тогда не нужно будет много раз готовить желатин и рабочее место.

Хороший художник всегда сам готовит холсты, так надежнее) Если вы все сделаете по инструкции, проклеите холст на три раза и не доведете желатин до кипения, у вас обязательно все получится:)

Успехов!!!

омментарий “Проклейка холста желатином”

  1.    Делал три и даже четыре проклейки, по указанному Вами методу. Но все равно — «сквозняки» (просветы) оставались. Возможно ли то, что когда происходила грунтовка, то жидкий грунт  растапливает часть желатина на холсте? Короче, неясность у меня.

    1. Возможные причины:

      • мало положили желатина
      • довели желатин до кипения
      • при первой проклейке втирали желатин руками, а не линейкой или ножом
      • вторую или последующие проклейки делали слишком горячим желатином
      • недостаточно хорошо просушивали холст между проклейками
      • сделали слишком много проклеек — больше трех, в крайнем случае четырех делать не нужно
      • у желатина истек срок годности

      1. на первое письмо отвечу так: первые пункты — выполнены мной досконально. И делал «баню», и раскладывал на холсте мастихином и тд… Но срок годности не смотрел, действительно. Купил и сразу в бой. Горячим желатин тоже не был, а раскладывал его в виде домашнего «холодца». И еще… на просушку уходило около 12 часов. После брал и смотрел на свет, казалось, что все заполнено желатином. но грунтовка уже четко указывала на изьяны! дырочек не мало, штук сто будет. Непонятно также и третье. Они, сквозняки не полностью исчезают даже после нанесения красочного слоя… Это вообще уже выше моего понимания!

        1. В том-то и дело, что за счет краски они не исчезнут 🙂 Поэтому так важно хорошо проклеивать холст.
          Вы не расстраивайтесь только, все приходит с опытом. Я уверена, что с практикой вы поймете, что делали не так! 

          Может у батареи холст сушили или просто желатин некачественный попался… Всяко бывает)

          1. в принципе, сушил действительно недалеко от батареи.

          2. но сейчас с этим проблем не будет. Обещают, что батареи всю зиму будут холодные…

          3. Ничего не говорите… У нас вокруг дома разрыли все еще месяц назад, работников не видать… Весь город уже топится, а мы с обогревателем в обнимку 😉

          4. все таки скажу. У вас город отапливается, а у нас страна отапливаться не будет…

          5. Ни в коем случае не хотела вас обидеть. Я просто видимо не так поняла ваше прошлое сообщение,я думала это была ирония… Извините.

        2. Почти всегда, при проклеивании желатином, на просвет видны поры двунитки/холста. Это происходит потому, что желатин почти не имеет пигмента. Мой педагог когда-то учил проверять холст «на вшивость» следующим способом: прижаться ртом к ПРОСОХШЕМУ холсту и попытаться легонько «продуть» воздух сквозь слои желатина и ткань. Это смешно выглядит, т.к. приходиться добиться максимальной герметичности между губами и тканью, но способ наивернейший.) Воздух проходит-требуется еще проклейка, хотя бы жидким желатином. Не проходит-все готово))))

          1. Тоже хороший способ 🙂 Но я никогда не проверяю, потому что когда «набьешь руку» как правило все получается без дырок с первого раза.

          2. Доверяй,но проверяй. Мой педагог известный и успешный художник с большим стажем. И все же «стелит соломку».

          3. каждый по-своему делает) Для кого-то один способ работает, для кого-то другой… Во многих учебных заведениях считают, что акварель — это несерьезно, просто как переходный этап к живописи маслом, но, однако, многие акварелисты пишут не хуже художников, работающих с маслом. Так что в этом деле лучше полагаться на свою интуицию и пытаться изучить разные мнения 🙂
            Если вам нравится тот способ, которому вас научили, то пользуйтесь им — я же не утверждаю, что по-другому и быть не может.

          4. Виктория! Я уважаю любой благородный труд. Никоим образом не хотела обидеть Вас. Я всего-навсего говорю о том, что подстраховать себя-дело хорошее, а начала я вообще с того, что подсказала парню причину «сквозных дырочек»)))) А насчет акварели…Знаете, настоящий акварелист-это призвание+гигантский труд+терпение. Я лично люблю на акварель смотреть, а не писать ей. Я приверженец многослойной живописи, и масло мне ближе по характеру и структуре. Каждому свое. 

          5. Спасибо Мария. Попробую добиться такого «интима» с холстом… Действительно не мог понять — дырочки в холсте или тонкая желатиновая пленка.

    2. И сколько дырочек на обратной стороне? Если немного, то совсем не страшно. Вообще без дырочек очень редко получается. Две — три штуки не считается 🙂
      Ну а если все сплошняком сквозит, то ищите причину!
      Вы можете мне фото обратной стороны холста прислать, если сами не можете определить. Удачи вам!

      1. Виктория, присылать фото холстов пока не буду (прости, обычная лень, а может и стыдно за нерадивость), но обязательно учту, что есть отличный человек, который не поленится ответить и помочь. Благодарствую.

      1. пропорции не новы. хотите сказать, что желток способен решить задачу с просветами в холсте?
        кстати, к желтку добавляют и антисептики и пошло и поехало!

  2. Здравствуйте. А достаточно ли будет ограничиться двумя слоями желатина (холодным и теплым), если грунтовка хорошо ложится и не протекает на обратную сторону? 

  3. Виктория, подскажите, пожалуйста, как проклеивать желатином двп? я просто только начинаю рисовать и холст мне пока что не по карману. Я рисую на двп основе, она довольно плотная и гладкая, как в художественных магазинах продают. Была бы вам ооочень признательна за подробный рассказ! все пишут разное и новичку сложно сориентироваться. Какой желатин класть — горячий или же холодный, какие пропорции желатина и воды, сколько часов сушить и необходима ли какая-то доп.обработка двп после просушки нескольких слоёв желатином? например, мелкой наждачной бумагой, как пишут на некоторых сайтах? Буду Вам крайне признательна за подобную информацию! С уважением, Мария.

    1. я тоже начинающий художник таже проблема, на самом деле достаточно просто двп и акрилового грунта, не нужно клеить холст на двп, просто загрунтовать его и готово…

  4. Виктория, все сделал по вашему рецепту. Но после нанесения грунта, весь холст в микро дырочках. Последующие слои грунта проблемы не решают? В чем может быть дело? Пробывал и две и три холодных проклейки перед жидкой проклейкой и все-равно весь холст в дырочках. Грунт наношу художественный акриловый.

  5. Здравствуйте, Виктория!
    Попробовала застывшим желатином промазать холст, втирала мастихином, но холст в некоторых местах с обратной стороны увлажнился… Что теперь делать? продолжать бессмысленно? или как-то можно исправить? Холст льняной и довольно плотный… 
    надеюсь на Вашу помощь!
    Спасибо!)

  6. Просушите холст, потом посмотрите будут ли дырочки. Если будут — еще требуется проклейка. Это не смертельно, если увлажнился несильно можно компенсировать все следующими проклейками. В крайнем случае можно всегда постирать холст в горячей воде, просушить и начать все сначала. 

  7. Добрый день! Приготовила желатин по вашему «рецепту»: на 10г желатина 2 ст.воды, остудила, втерла ножом.. После высыхания получилось огромное кол-во дырочек!! Решила не отчаиваться и заново приготовила желатин, только на 10г взяла 1 ст.воды!И все получилось супер))) 

  8. У меня тоже эта великая проблема с дырочками…даже смешно…я зашел в тупик окончательно)
    Чего я только не пробовал…и втирал и протирал и вдавливал) не помогает.Начинаешь грунтовать и вуаля!- бессменные спутники моих холстов- дырочки! Вобщем капец

Добавить комментарий

Войти с помощью: